"Опыт - в копилку" :)

olga-ekb.ru
Добрый день-ночь, мои дорогие подписчики, друзья и гости проекта "English for Babies"!
Признаюсь, что частенько заглядываю на страничку замечательной мамы Ольги, автора "Клуба любителей английского языка" и в частности проекта "Английский с мамой". Очень жалею, что не знала о существовании этого проекта ещё в момент его открытия, так как обязательно бы поучаствовала. Но очень рада, что сейчас он открыт снова, хоть и в новом формате.
Несмотря на то, что занятия, которые я предлагаю в Курсе "English for Babies" собраны тематически, а на форуме мы закапываемся в каждую тему в течении 2-4 недель, мои подписчики знают, что я как раз не люблю строгих тематических занятий, а очень люблю в реальности миксовать игры и задания, потому что неоднократно сталкивалась с тем, что планы-планами, а траектория ребенка - это совершенно отдельная история, ведь "соловей по заказу не поёт" :).  И всякий раз повторяю, что занятия "на бумаге" (дидактические материалы) удобно иметь собранными по темам, или по направлениям или просто так, чтобы это было удобно маме (быстро найти, вспомнить, подсмотреть и т.д.). Очень важно быть подготовленной, то есть иметь запас игр, наглядности, и я с удовольствием делюсь такими материалами в своем курсе по каждой теме. А как проводить  сами занятия и в каком порядке - Вам подскажет Ваш малыш или как минимум внесет свои коррективы.
И вот я с удовольствием принимаю участие в обновленном проекте "Английский с мамой". Так что прямо сейчас пройдусь по пунктам, которые Оля предлагает осветить. 

Как у вас возникла идея обучать своего ребёнка английскому языку дома?
Подобная идея, конечно не возникла просто так. На самом деле, оказавшись в декрете и поняв что я не могу физически продолжать работать из дома (до декрета я была в проектной организации и работа - командная, с выездами, находясь дома я смогла лишь завершить начатые проекты и за новые, конечно браться не было возможности), я решила не давать мозгу отдыхать. Да, постоянные книги, статьи, сайты о развитии и здоровье деток были, но начиная читать что-то совершенно отвлеченное от деток, мне становилось нехорошо, мне казалось, что я трачу время малышей впустую, ведь они сейчас со мной круглосуточно и этот период довольно скоро закончится - скоро садик, школа, дай Бог университет и у меня обязательно появится и время и повод читать другую литературу (продолжать расти вместе с малышами, у них тоже интересы будут меняться и я буду под них обязательно подстраиваться, в школе будут читать "Войну и мир" и я с удовольствием её перечитаю вместе с ними :) чтобы по-свежему обсудить), если шить или вышивать сейчас, то только для детей и так во всём. Возможно я немного не права, но очень долгое ожидание первенца, и многочисленные операции заставили меня глубоко задуматься над тем чего я хочу, насколько мне это важно и готова ли я отдать всё ради этого. На последний вопрос без сожалению отвечаю - "да".
И для меня отличным сочетанием: "мама шевелит мозгами не отвлекаясь от деток" стал именно английский язык. Подготавливая занятия англ.яз. для малышей у меня появляется отличная возможность повторить частично забытый язык (моё первое образование педагогическое, с правом преподавания в начальных классах (все предметы), английского языка в начальной и средней школе и музыка :) в придачу (так как и муз.школа была за плечами), а получив второе техническое образование я старалась не забывать язык делая тех.переводы). И вот, уже будучи в декрете, я нашла подходящий мне он-лайн курс англ.яз., чтобы вспомнить азы, а оттачиваю все это дело на детской лексике, вместе с малышами, мало того для меня некоторые слова совершенно новые, и не так-то просто было пересказать первую детскую сказку на англ. языке, так что,  занимаясь с малышами, набор новой лексики обеспечен даже не новичкам в английском языке. Кстати то же получилось и с музыкой. Мы с малышами слушаем классическую музыку, а я с головой одновременно зарываюсь в биографию композиторов, архитектуру городов, в которых они жили, живопись, художественную литературу и вскрывается много вопросов, которые мне становятся интересны, ответы на которые я ищу и нахожу (я даже решила начать делиться и таким опытом в своём блоге, создав рубрику "Искусство детям", ведь множество идей приходит в голову по творчеству с детками, можно ведь не только аппликацию солнышка делать, а аппликацию дома Хундертвассера, к примеру). Почему бы и нет? Простите, за такое лирическое отступление.

Пойдем дальше.
Как и в каком возрасте вы предполагали начать?
Предполагала начать с себя, с беременности и с рождения. С первенцем в животике я начала собирать информацию, вспоминать язык, во время беременности слушала и пела песни на англ. языке. После рождения пела колыбельные на русском, украинском и конечно же на английском. Но начинать нужно задолго до беременности, и уж точно своих детей нужно воспитывать так, чтобы они имели представление о том, что нужно знать и уметь, чтобы воспитать собственных детей (наших внуков), этому "в школе" учить нужно :).

Чем отличался реальный старт от воображаемого?
Хороший вопрос :) Ребенок - это удовольствие и огромный труд мамы. Все мы прекрасно знаем сколько нужно за день переделать всего по дому, по хозяйству (особенно если нет помощников вообще). И реально времени конечно на занятия хватает, а вот на подготовку - нет. Потому частенько все это делается глубокими ночами... Да, песенку или стишок можно и днем маме выучить, чтобы и ребенок имел возможность выучить его напамять, а вот дид.мат-лы, наглядность - это уже явно не за счет внимания детям, только когда они спят. И тут у меня есть небольшая заметка, а точнее большое пожелание и мечта!
Как бы хотелось, чтобы существовала и была общедоступна (бесплатна или с минимальной стоимостью, садик ведь тоже по идее бесплатный, как оно на самом деле, это отдельная история) полная комплексная программа со всеми наглядными и дидактическими материалами для мам, воспитывающих детей дома (которые не ходят в сад). Есть же программы для садика, расписанные вплоть до каждого отдельного урока. Но там не все подходит для дома. Вот собрать бы группу творческих мам и создать вот такой большой проект, в котором было бы все продумано, связано и в то же время каждая мама вела бы своё направление (математика-развитие речи-логика-ТРИЗ-английский-творчество-сказки! да все что только можно). Это мог бы быть электронный журнал, выпускающийся раз в месяц или раз в неделю, со списком игр в каждом направлении и так для разных возрастных групп. Ну просто слезы на глаза наворачиваются, когда понимаю, что было бы такое у меня в руках, сколько бы я ночей доспала! равно как и большинство мамочек, которые бесконечно ищут и выискивают что-то интересное в интернете ночами. Именно поэтому я преклоняюсь перед творческими мамами, которые готовят свои материалы основательно, систематично и делятся ими бесплатно с другими мамочками. Ведь это всё для деток, а им жить всем вместе - в обновленном временем обществе, разве можно их разделять, чем умнее и талантливее будут все детки, а не взятые отдельно, тем интереснее им будет жить и общаться в их взрослом будущем!
Опять же простите за отступление :)

Идем дальше:
С какими трудностями вы сталкиваетесь и как вам удаётся их решать?
Конечно появляются трудности, но отмечу две, которые частые "гости" многих мам, занимающихся англ.яз. дома с детками. Трудность номер один: ребенок просит не говорить на англ. языке. Было и у меня такое. Как справилась? Во-первых, на пару дней забыли об англ.яз., за это время нашла особенный материал, "в тему" ребенка (у нас это были динозавры, нашла книжку про динозавров на англ.яз. - сработало). Во-вторых, повторять-то пройденный материал обязательно (моё твердое убеждение, что изучая второй язык очень важно обеспечить повторение, у нас-то не чистой воды билингвизм) и как вернуть интерес? Сработала фишка "наоборот". Я называю изображение на картинке неправильно. И тут малыш замечает ошибку и с явной радостью мне об этом сообщает :). Отлично, я продолжаю. В результате ребенок доволен, интерес возвращен, а я ещё и проверила, что помним, а что нет :).
Трудность номер два - как удержать внимание ребенка? О ней чуть ниже  ответе на вопрос о методических открытиях.

Как именно строятся ваши домашние занятия: в форме игры, по типу школьного обучения, в рамках чтения и обсуждения книг на английском и т.д.? Если возможно, проиллюстрируйте этот пункт примерами.
Наши занятия могут начаться внезапно и незапланированно где угодно и в каком угодно формате, благо моё знание языка это позволяет, хоть часто и заглядываю в словарик. Тут на основе любой темы мы отрабатываем грамматику и построения вопросов. Например, "What is it?" Прогуливаясь на улице так и поиграть можно, сначала спрашиваю про те предметы, которые уже знаем, и в конце добавляю новое слово. И так по нарастающей. Но проговариваем полные предложения (проговариваю я, а малыш чаще "мотает на корочку", отдельные слова уже говорит хорошо). Так же "Where is?", "I see ..." и т.д.
Конечно же работают "включатели". У нас это могут быть книжки, картинки, игрушки, плакаты и их становится все больше.
Но у меня есть набор игр на каждую тему, с наглядными пособиями, которые мы, чередуя, повторяем и пополняем новыми. Они направлены на отработку конкретной лексики. Частью материалов я делюсь в  Курсе "English for Babies". Многими новыми материалами делятся девочки в форуме проекта "English for Babies". С удовольствием приведу примеры идей и наглядных материалов для парочки игр:
- для отработки лексики на тему "лицо":
- телескоп для фразы "I see you" да и просто для изучения названий новых предметов:

- для отработки наименований средств передвиджения:

- плакат-"включатель" для изучения цветовой гаммы:

- для отработки лексики на тему дом:


И многие другие материалы, которыми делюсь совершенно бесплатно в Курсе "English for Babies".

Каковы ваши первые успехи?
Старший называет существительные. Слушает внимательно. Понимает. Младший понимает уже кое-что, но не говорит :). Но я и больших целей не ставлю перед ними. Мне важно ввести язык хотя бы пассивно для начала. Он у них на слуху. В любом случае я упрощаю им дальнейшее его изучение. Это уже плюс. Да, я стараюсь и себя и детей хвалить! И это одно из наших правил. Даже занимаясь 5 минут в день - мы сделали шаг вперед! Пусть скомкано, не все получилось, но мы попытались и это наш большой плюс!

Какие методические открытия вы сделали для себя благодаря занятиям с ребёнком?
Их несколько, но самое главное для малышей от рождения и до 4 лет - это их руки должны быть постоянно заняты! Нужно все давать, каждую карточку, игрушку, все, что обсуждаем с ребенком, он должен пропустить через руки, движения. Это во-первых восприятие через несколько каналов одновременно, а во-вторых, меньше отвлекаться будет :).

Какие положительные моменты домашнего обучения вы можете отметить?
Во-первых мы вместе, я лишнюю минуту провожу общаясь со своими крошками, мы учимся налаживать связь друг с другом. А во-вторых, все равно чем-то заниматься с детками нужно, так почему бы эти самые занятия не упорядочить и разнообразить? :) Важно, чтобы ребенку от этого было хорошо, чтобы ему нравилось, маме нравилось. А если малыш при этом ещё и развивается, то вообще отлично!

P.S. Вы наверняка заметили, что в тексте много смайликов, это потому, что занятия с детками приносят мне большую радость и мне приятно этой радостью делиться. Желаю и всем, кто дочитал эту бесконечную статью, получать только позитивные эмоции и море удовольствия от общения со своими малышами в любой форме, будь-то занятия или нет. 
И с наступающей Пасхой, надеюсь мы увидим чудо схождения Благодатного Огня и в этом году...

Автор статьи Елена Мироненко,


Спасибо спонсорам проекта "Английский с мамой":
интернет-магазину игр для изучения английского языка "SunEnglish" (настольные игры, карточки, электронные игрушки, планшеты, озвученные электронные книги и многое другое на английском языке)
и проекту "UKiBOOKi" - книжки для детишек из Англии.

6 комментариев:

Людмила комментирует...

Елена, спасибо за такой детальный рассказ! В самом деле так важно узнать опыт мам вот так, почти что изнутри. Согласна с вами, что на создание дидактических материалов требуется время, но и без них, конечно, можно, но с ними веселее, понятнее, ярче и интереснее.
Мой сынок тоже не хотел слушать английскую речь, нам временно на помощь пришел мультфильм про свинку Пеппу на английском. Потом снова - нежелание. Наверное, это естественный процесс - идти полосами. Главное - не сдаваться! :)
Спасибо за интересный рассказ! И удачи вам в проекте!

Мироненко Елена комментирует...

Спасибо! :)

Zelya комментирует...

С удовольствием прочитала вашу историю! Мне очень нравится идея специального журнала для мам, надеюсь, что мечта ваша осуществится.

Мироненко Елена комментирует...

Спасибо. Дай Бог!

Olga-ekb комментирует...

Елена, очень понравилась ваша история! Понравилась своей эмоциональностью, задором, вдохновлённостью. Она украсила проект "Английский с мамой". Спасибо за участие. :)

А ещё мне приглянулись ваши паззлы с частями домика и комнатами. Беру эту идею на вооружение - правда, не для дочки (она уже давно знакома с этой лексикой), а для учеников.

Мироненко Елена комментирует...

Мне очень приятно, что Вы и для себя нашли что-то интересное! :)
Я долго домик рисовала специально для курса. Но лучше нарисовать красками во фронтальной проекции. Ярче и объемнее получится. Малышам так больше нравится.
Ольга, сколько ещё идей - рук и ночей не хватает все подготовить! Во столько всего хочется успеть поиграть с детками, а они так быстро растут! Время бежит неумолимо...

Отправить комментарий